Who to Trust with the Management of Government Companies

What does the CEO of a government company need for success, and how does this differ from the portrait of a private business manager? INSEAD Business School Professor and Ward Howell Senior Partner Stanislav Shekshnia and Ward Howell Talent Equity Institute Project Manager Veronika Zagieva share the results of their research with Forbes. 

Original article: Forbes

One of the consequences of the 2008-2009 crisis was the government’s active return to the economic sphere. The most recent recession strengthened this position, which will continue at least until the end of President Vladimir Putin’s term. Over the past six years, the government has increased not only its level of economic regulation, but also the extent to which it is directly involved in business. Today, government companies control about half of the banking and insurance sectors, 40-45% of the oil and gas industry, and 73% of the transportation industry. In addition, about one-quarter of the economically active population works for them. 

 

The public sector became not just present, but significant. Russia is somewhere in between emerging market economies in which government participates in certain areas and China, in which government companies are the base of the economy. Though the country’s leadership has not made any announcements regarding program development in this arena, it is logical to assume that it has high hopes for the development of government companies, seeing them as potential drivers of future economic growth. Unfortunately, at the moment, the Russian public sector cannot provide intense growth. Why not?

Traditionally, economists and corporate governance specialists have asserted that government is a chronically ineffective business owner. Unlike private investors, who are focused on profits, government, by means of the bureaucrats acting in its name, does not have a definitive goal; managers are unmotivated to add value and are inclined to use their authority for their own interests (corruption). Despite this, over the last few years research has shown that under certain circumstances, government companies can stably deliver high financial results – the share of government companies in the Fortune 500 list grew from 9% in 2005 to 23% in 2014.

Our own observations have shown that in the case of government companies (as in cases of public companies without a controlling shareholder) ownership and the owner are secondary factors in performance. What is most important is leadership.

The success of an enterprise is determined by those that manage it and how they do it.

Accordingly, effective leadership in a government company markedly differs from leadership in a private business, though it does share some fundamental aspects.

In 2015, the Harvard Business Review published its global list of the most effective company managers, which included the CEOs of three government companies. One of them, Djalma Bastos de Morais, became the CEO of Brazilian energy company Cemig when he was 62 years old. In the years he led the company (from 1999 to 2015), its capitalization grew by $19 bln, and total shareholder return increased by more than 1,000%. Before assuming this role, Bastos de Morais successfully worked in major Brazilian oil and telecommunications companies, and was also the head of the ministry of telecommunications in Brazil. Despite the fact that he lacked several attributes CEOs of private companies often have – industry experience, a degree from a leading university, an MBA – Djalma achieved impressive results.

What does the CEO of a government company need for success, and how does this portrait differ from the head of a private business? Our research on 250 CEOs of major companies in Russia provides several answers to this question.

First we identified the most effective CEOs, and then evaluated them through four indicators on a scale of 1 to 7.

  • Work experience in the industry — Industry experience gives a CEO a quicker and deeper understanding of the essence of the business and enables him to more quickly establish authority and gain the trust of his employees.
  • Company knowledge  One of the advantages CEOs who worked at the company before their appointment have is a knowledge of the culture, personal connections and an ability to easily access resources and enact decisions.
  • Relationship with the owner — СЕОs that have worked with the owner and have, logically, gained his trust, remain in their position longer, even amid unsatisfactory results. In the case of government companies in which the owner is not an actual person, we replaced this indicator with GR resources – the ability to build relationships with regulators and other governing bodies that have a substantial effect on the company’s business.   
  • Visibility — This characteristic describes how well-known a CEO is in the external environment in which he acts as the face of the company and an active proponent of its goals, strategy, and values.

 

CEOs in private businesses are balanced between three main indicators: work experience in the industry, company knowledge, and relationship with the owner: 70% of effective CEOs have more than eight years of work experience in the industry, 80% worked in the company for more than three years, and only one CEO in our selection did not know the owner prior to his appointment. The fourth indicator – level of visibility – was decidedly weaker (more than half of effective CEOs were completely unnoticed by the media, and the rest extremely rarely agreed to interviews or press announcements).

Fig. 1 Effective CEOs in private and public companies

On the other hand, CEOs in government companies strongly reflect only two indicators – significant GR resources and visibility. As far as company knowledge and work experience in the industry goes, 70% of effective government company CEOs had no work experience in the industry and only one worked at the company for more than two years. It turns out that there is a negative correlation for CEOs of Russian companies between industry experience/company knowledge and leadership/performance.

Those that had industry experience and worked in the company before being appointed chief executive were less effective.

Fig. 2 Effective CEOs in government companies

How can this correlation be explained? Surely, new CEOs without a social network in the organization or responsibilities to its influential members have an easier time making radical, organizational changes, including replacing non-performing managers. To some extent, this could also be explained by the CEO’s lack of industry experience – without a team from the industry, they are freer to choose their teammates and can attract the best of the best from the market. In four of nine cases, that is exactly what happened: a new CEO hired the industry’s best professionals; another two brought in their own trusted teams from outside the industry. Another possible explanation is that external candidates have high social status and extensive social networks, which help them gain access to additional resources unavailable to internal candidates.

Effective CEOs of government companies have significant GR resources (6 of 9 CEOs previously held high posts in federal or regional government) and are very present in the public eye. It is possible that this is all done to one end – to build trust with the owner (the government). The owner-government and representatives acting on its behalf are far more removed from the CEO than shareholders of a private company. Crafting an image of effective management in the public sphere can strengthen the government’s, as well as its representatives’, trust in a concrete CEO. 

In private companies, where, in the best cases, the owner is at arm’s length, but more frequently is directly involved in the business, being in the media spotlight can actually generate frustration and distrust for a CEO. Most effective CEOs are able to create productive relationships with owners because they have managed to achieve results without overshadowing the owner. Meanwhile, business owners typically take on a large share of the responsibility for a company’s GR and PR needs.

Herman Gref became chairman of the board at Sberbank without having any work experience in the business or specialized (financial) education, and with a fairly limited knowledge of the company – only through membership on the board of directors. However, he brought with him a reputation as an efficient bureaucrat, high visibility and direct contact with key figures in the government, which is the bank’s main shareholder. Gref’s reputation, social network and constant interaction with important stakeholders has ensured him autonomy in strategic and operational management. He has visibility, popularity, and loyalty from external and internal stakeholders, who reacted positively to his program. Gref quite quickly formed a team of specialists to compensate for his lack of industry experience and knowledge and, at the same time, started to actively study banking and modern management, which allowed him to at first catch up and then outpace many other banker heads of the bank’s competitors.  

The history of Vitaly Savelyev, under whose leadership Aeroflot went from being a loss-making airline to a dynamic, profitable, and attractive option for customers, is similar to that of Gref. Savelyev’s GR resources and reputation ensured a high level of autonomy for Aeroflot’s management. Careful attention to talent that already worked in the company and intense immersion in the industry’s best global practices through the help of consultants and colleagues provided necessary industry knowledge. The management experience of Savelyev and the leaders that came with him decisively improved and, eventually, fundamentally restructured the company.  

However, a leader’s powerful GR resources and visibility does not always guarantee a government company’s success (there have been several recent high-profile departures of government company executives). The presence of a social network on the government level and visibility on the national level is a necessary, but not sufficient factor for the success of a government company CEO.

Furthermore, as in the private sector, results are achieved by leaders with ambition, intellectual curiosity and drive.

All heads of government companies, having become leaders, are setting out to achieve the large, complicated dreams they have for their organizations. They see it as a business and want that business to not just be successful, but outstanding. Savelyev created the most profitable airline in Europe, and Gref a world-class financial institution. They have benchmarks and indicators that must be reached and the passion to do so. Intellectual curiosity helps leaders learn (about the industry, best management practices, modern technologies) and teach their organizations. Heads of other major government companies certainly have strong ambitions for leadership, but they are not so closely tied to the future of the institutions they had as commercial organizations, the dynamics of global business competition do not drive them the way they do the heads of Sberbank and Aeroflot.

As statistics show that the most successful government companies are those whose managements have high levels of autonomy, the government’s best strategy of corporate governance is one in which it selects and assigns the “right” managers and creates the “right” working conditions for them. If such an approach is adopted, then the following pieces of practical advice will be helpful for government representatives.

Who should the government look for?

The profile of a candidate for the general director position of a state company should contain the necessary and desired elements. Among the first we include contacts in government bodies (a network), the ability to interact with government representatives, external visibility or the potential to quickly build it, business ambition, intellectual curiosity and drive, the ability to evaluate and attract talent, and strong health. As far as desirable qualities go, we include business intellect, social intellect, industry knowledge, knowledge of general management, and experience leading a business.

How should they be compensated?

Not long ago, Forbes published a list of the highest-paid company leaders. The first three were general directors of state-owned companies, which in fact comprised about half of the entire list. We do not believe that the size or form of compensation has a decisive influence on the behavior of managers in their role. A modern CEO’s incentives for action are much more complicated and are determined, first and foremost, by internal factors. Unfortunately, the same thing can be said about the role of compensation as an anticorruption instrument – neither the size nor form of remuneration can prevent criminal actions by top managers. However, compensation plays a significant, if not decisive, role in the acceptance or decline of a new offer. Therefore, a CEO’s compensation should be enough to be attractive when compared with other similar positions on the market.

If a board of directors wants to run a first-class business, it should pay its head a first-class salary.

If the board is focused on compensating the general director with the salary of a government bureaucrat, then it runs the risk of getting a more bureaucrat-oriented candidate, instead of an entrepreneurial leader, which could add to corruption.

The creation of a first-class business requires a long-term perspective. Therefore, boards of directors could consider creating a variable remuneration system, in which a CEO’s material compensation is linked to a company’s long-term financial results. These systems come in various forms, from bonuses or substantial portions of bonuses deferred five years or more to phantom or real stock options, which can be put into effect after five years or more, regardless of continued work in the company.

What needs to be done to create optimal conditions?

Boards of directors and general directors should negotiate the division of authority and responsibilities, as the more authority management has, the more likely its success will be, provided that the board complied with its first task of choosing the right leader. At an early stage, the board should make sure that the CEO has clearly articulated leadership ambitions that are linked to the business of the company and can be directed toward strategy and quantitative indicators; in fact, strategic development should be delegated to that leader. 

In any case, the board should maintain its ability to dismiss a CEO, evaluate his work and determine compensation. Monitoring is best done by specialists – an auditing committee or internal audit.

Practice shows that public announcements about a newly appointed manager’s intentions for a company positively influence the likelihood that they will happen. Publicity increases the legitimacy of a CEO and his programs, creates additional external interest in the company and encourages its employees to change.

Кому доверить управление госкомпанией

Что нужно СЕО государственной компании для успеха и чем он отличается от руководителя частного бизнеса? Профессор бизнес-школы INSEAD и старший партнер Ward Howell  Станислав Шекшня и менеджер проектов Ward Howell Talent Equity Institute Вероника Загиева поделились с Форбс результатами исследования. 

Оригинал статьи: Forbes

Одним из последствий экономического кризиса 2008-2009 годов стало активное возвращение государства в экономику. Новый спад только усилил эту тенденцию, которая продлится как минимум до окончания нынешнего президентского мандата Владимира Путина. За шесть лет государство не только повысило степень регулирования экономики, но и увеличило прямое участие в хозяйственной деятельности. Сегодня госкомпании контролируют около половины банковского и страхового секторов, 40-45% нефтегазовой отрасли, 73% транспортной индустрии, на них трудятся более четверти экономически активного населения.

Госсектор стал не просто заметным, но существенным. Россия находится где-то посередине между рыночными экономиками развитых стран с точечным участием государства в бизнесе и Китаем, в котором госкомпании являются основой экономики. Хотя руководство страны не делало программных заявлений в этой области, логично предположить, что оно связывает большие надежды с развитием госкомпаний, видя в них потенциальный мотор будущего экономического роста. К сожалению, пока российский госсектор не может порадовать опережающим ростом. Почему?

Традиционно экономисты, а за ними и специалисты по корпоративному управлению утверждали, что государство хронически неэффективно как хозяйствующий собственник. В отличие от частного инвестора, нацеленного на прибыль, государство в лице действующих от его имени чиновников не имеет однозначных целей, менеджеры не мотивированы на создание добавленной стоимости и склонны к использованию полномочий в частных интересах, т.е. коррупции. Однако в последние годы стали появляться исследования, показывающие, что при определенных условиях госкомпании могут стабильно демонстрировать высокие финансовые результаты — доля госпредприятий в списке Fortune-500 выросла с 9% в 2005-м до 23% в 2014-м.

Наши собственные наблюдения показывают, что в случае госкомпаний (как и в случае публичных без контролирующего акционера) собственность и собственник являются вторичным фактором результативности. На первое место выходит лидерство.

Успех предприятия определяется теми людьми, которые им управляют, и тем, как они это делают.

При этом результативное лидерство в госкомпании заметно отличается от лидерства в частном бизнесе, хотя и имеет общие с ним фундаментальные черты.

В 2015 Harvard Business Review опубликовал глобальный список самых эффективных руководителей компаний, в него вошли СЕО трех госкомпаний. Один из них, Джалма Бастос де Мораис, стал СЕО Cemig, бразильской энергетической компании, в возрасте 62 лет. За годы его руководства (с 1999-го по 2015 годы) капитализация компании выросла на $19 млрд, совокупный доход акционеров — более 1000%. До того как возглавить компанию, Бастос де Мораис успел поработать в крупнейших бразильских нефтяных и телекоммуникационных компаниях, а также в течение года возглавлял министерство телекоммуникаций Бразилии. Несмотря на то, что у него  не было нескольких важных атрибутов эффективного СЕО частной компании — отраслевого опыта, диплома ведущего университета, степени MBA, — Джалма добился выдающегося результата.

Что нужно СЕО госкомпании для успеха, чем его портрет отличается от руководителей частного бизнеса? Проведенное нами исследование 250 генеральных директоров крупнейших компаний России дает некоторые ответы на этот вопрос.

Сначала мы выделили самых эффективных гендиректоров, а затем оценили их  по четырем показателям, используя шкалу от 1 до 7.

  • Опыт работы в отрасли — индустриальный опыт позволяет СЕО быстрее и глубже вникнуть в сущность работы бизнеса, а также быстрее завоевать авторитет и доверие сотрудников.
  • Знание компании  одно из преимуществ генерального директора, работавшего в компании до своего назначения, состоит в знании внутреннего климата, наличии налаженных связей, способных облегчить доступ к ресурсам и реализацию решений.
  • Отношения с собственником — СЕО, обладающие опытом работы с собственником и, логично предположить, его доверием, дольше остаются на своих позициях даже при неудовлетворительных результатах. В случае госкомпаний, где собственник не является конкретным физическим лицом, мы заменили этот показатель на GR-ресурс — способность выстраивать отношения с регуляторами и иными органами власти, непосредственно влияющими на бизнес компании.
  • Узнаваемость — данная характеристика описывает, насколько генеральный директор заметен во внешней среде, выступает как лицо компании, активный проводник ее целей, стратегии, ценностей.

СЕО в частных бизнесах «сбалансированы» по трем основным показателям: опыт работы в индустрии, знание компании, знакомство с собственником; у 70% эффективных СЕО более восьми лет опыта работы в индустрии, 80% работали в компании более трех лет, только один СЕО из нашей выборки не был знаком с собственником до назначения. При этом четвертый показатель — уровень их узнаваемости — заметно ниже (более половины эффективных СЕО совершенно незаметны в СМИ, остальные крайне редко соглашаются на интервью и высказываются в прессе).

Рис.1 Эффективные СЕО в частных и публичных компаниях

Напротив, СЕО в госкомпаниях обладают только двумя ярко выраженными показателями — значимым GR-ресурсом и узнаваемостью. Что касается знания компании и опыта работы в индустрии, то у 70% эффективных СЕО госкомпаний не было опыта работы в индустрии и только один работал в компании более двух лет. Оказалось, что для СЕО российских госкомпаний существует отрицательная корреляция между отраслевым опытом и знанием компании у руководителя и результативностью.

Те, кто имел отраслевой опыт и работал в компании до назначения на должность первого руководителя, оказались наименее эффективными.

Рис.2 Эффективные СЕО в госкомпаниях.

Как объяснить такую связь? Вероятно, новому СЕО, не обладающему социальной сетью внутри организации и обязательствами перед ее влиятельными членами, легче осуществлять радикальные организационные изменения, включая замену нерезультативных менеджеров. В какой-то мере это объяснение может относиться и к не имеющим отраслевого опыта СЕО  не имея команды из отрасли, они более свободны в выборе соратников и могут привлечь лучших из лучших с рынка. В четырех случаях из девяти именно так и произошло: новый CEO нанял лучших профессионалов отрасли, еще двое привели собственную проверенную команду, не имевшую индустриального опыта. Еще одно возможное объяснение  внешние кандидаты обладают высоким социальным статусом и социальной сетью, которая позволяет им получить доступ к дополнительным ресурсам, недоступным внутренним кандидатам.

Эффективные СЕО госкомпаний обладают существенным GR-ресурсом (6 из 9 СЕО в прошлом занимали высокие посты как на федеральном, так и на региональном уровнях) и высоким уровнем присутствия в публичном пространстве. Возможно, эти характеристики служат одной цели — созданию доверия собственника (государства). Собственник-государство и действующие от его имени представители удалены от СЕО гораздо дальше, чем акционеры частной компании. Создание имиджа эффективного управленца в публичной среде может способствовать укреплению доверия у государства и его представителей к конкретному СЕО.

В частных компаниях, где в лучшем случае собственник находится на «расстоянии вытянутой руки», а часто в непосредственной близости к бизнесу, «засвеченный» в средствах массовой информации СЕО может вызывать раздражение и, как следствие, недоверие. Наиболее эффективные СЕО выстраивают продуктивные отношения с собственником благодаря тому, что научились добиваться результатов, не затмевая собственника. При этом владельцы бизнеса, как правило, берут на себя существенную долю забот по удовлетворению GR- и PR-потребностей компании.

Герман Греф стал председателем правления Сбербанка, не имея опыта работы в бизнесе, специального (финансового) образования, имея довольно ограниченное знание компании — через членство в совете директоров. Однако он принес с собой репутацию эффективного чиновника, высокую узнаваемость и прямые контакты с ключевыми лицами в государстве, которое является основным акционером банка. Репутация, социальная сеть и постоянное взаимодействие Грефа с важнейшими стейкхолдерами обеспечили ему автономию в стратегическом и операционном управлении. Узнаваемость и популярность — лояльность внешних и внутренних стейкхолдеров, которые позитивно отнеслись к его программе. Греф довольно быстро сформировал команду специалистов, компенсировавших отсутствие у него отраслевого опыта и знаний, и одновременно начал активно учиться — осваивать банковское дело и современный менеджмент, что позволило ему сначала догнать, а потом и перегнать многих руководителей-банкиров из банков конкурентов.

История Виталия Савельева, под чьим руководством «Аэрофлот» превратился из убыточной авиакомпании в динамичную прибыльную и привлекательную для клиентов группу, перекликается с историей Грефа. GR-ресурс и репутация Савельева обеспечили менеджменту «Аэрофлота» высокий уровень автономности. Внимательное отношение к уже работавшим в компании талантам и интенсивное погружение в отрасль через знакомство с лучшими глобальными практиками с помощью консультантов и коллег дало необходимые отраслевые знания. Управленческий опыт Савельева и пришедших с ним руководителей транслировались в решительные действия сначала по оздоровлению, а потом и по фундаментальной перестройке компании.

Однако не всегда наличие мощного GR-ресурса и узнаваемости лидера обеспечивает успех государственной компании (стоит только вспомнить недавние громкие уходы руководителей госкомпаний). Наличие социальной сети на государственном уровне и узнаваемости на национальном являются необходимыми, но недостаточными факторами для успеха СЕО госкомпании.

Так же, как и в частном секторе, результатов добиваются лидеры с амбицией, любознательностью и неудоволетворенностью самим собой.

Всех руководителей госкомпаний, ставших лидерами, объединяет наличие большой сложно осуществимой мечты в отношении своей организации. Они видят в ней бизнес и хотят, чтобы этот бизнес был не просто успешным, но выдающимся. Савельев строит самую прибыльную авиакомпанию в Европе, Греф — финансовый институт мирового класса. У них есть ориентиры (бенчмарки), показатели, которых нужно добиться, и азарт сделать это. Любознательность помогает лидерам учиться (отрасль, лучшие управленческие практики, современные технологии) и учить свои организации. У руководителей других крупнейших госкомпаний наверняка есть сильные лидерские амбиции, но они не связаны с будущим возглавляемых ими институтов как коммерческих организаций, динамика глобальной бизнес конкуренции не мотивирует их так, как руководителей Сбербанка или «Аэрофлота».

Если статистика показывает, что наиболее успешными среди государственных компаний являются те, в которых менеджмент обладает высокой степенью автономии, наилучшей стратегией корпоративного управления со стороны государства должен стать отбор и назначение «правильных» руководителей и создание для них «правильных» условий работы. Если такой подход будет принят, представителям государства будут полезны несколько практических советов.

Кого искать?

Профиль кандидата в генеральные директора государственной компании должен содержать обязательные и желательные элементы. К числу первых мы относим наличие контактов в государственных органах (сеть), навыки взаимодействия с представителями государства, узнаваемость во внешней среде или потенциал ее быстрого создания, наличие бизнес-амбиции, любознательность и неудовлетворенность собой, навыки оценки и привлечения талантов, крепкое здоровье. К очень желательным элементам мы относим бизнес-интеллект, социальный интеллект, отраслевые знания, общеуправленческие знания, опыт руководства бизнесом.

Как вознаграждать?

Недавно Forbes опубликовал список самых высокооплачиваемых руководителей компания: в первой тройке — генеральные директора госкомпаний, они же составляют около половины всего списка. Мы не верим, что размер или форма вознаграждения оказывают решающее влияние на поведение руководителей на рабочем месте. Мотивация к действию современного СЕО гораздо сложнее и определяется, прежде всего, внутренними факторами. К сожалению, то же можно сказать и о роли вознаграждения как антикоррупционного инструмента — ни размер, ни форма оплаты не защищают от преступных действий топ-менеджеров. Однако вознаграждение играет существенную, если не решающую роль при принятии предложения о новой должности и при принятии решения об уходе с нее. Поэтому размер вознаграждения СЕО должен обеспечивать притягательность этой позиции по сравнению с рынком.

Если cовет директоров хочет иметь первокласный бизнес, он должен платить своему руководителю первокласную зарплату.

Если же cовет ориентируется в определении вознаграждения генерального директора на зарплаты госчиновников, он рискует получить чиновничье, а не предпринимательское поведение руководителя, к которому может добавиться коррупция.

Создание первоклассного бизнеса предполагает работу на перспективу, поэтому cоветы директоров могут быть заинтересованы в создании систем переменного вознаграждения, увязывающих материальное благополучие СЕО с долгосрочными финансовыми результатами компании. Эти системы могут приобретать различные формы от отложенных на пять и более лет бонусов или их существенной части до фантомных или реальных опционов, которые могут быть реализованы через пять и более лет вне зависимости от продолжения работы в компании.

Как создавать оптимальные условия?

Совет и гендиректор должны договориться о разделении полномочий и ответственности, причем чем больше полномочий получит менеджмент, тем выше вероятность успеха, при условии, что совет справился со своей основной задачей — выбрал правильного руководителя. На раннем этапе директора должны убедиться, что у СЕО есть ясно артикулированная лидерская амбиция, которая связана с бизнесом компании и которая может быть переложена в форму стратегии и количественных показателей, а вот разработку стратегии следует делегировать руководителю.

В любом случае совет должен сохранять за собой функции увольнения СЕО, оценки его работы и определения вознаграждения. Функцию мониторинга целесообразно передать специалистам — комитету по аудиту и внутреннему аудитору.

Практика показывает, что публичное заявление о намерениях нового руководства компании оказывает позитивное влияние на вероятность их реализации. Публичность повышает лигимитизацию нового СЕО и его программы, создает дополнительный внешний интерес к компании и подстегивает ее сотрудников к изменениям.