Interview with Maxim Timchenko, Chief Executive Officer and Member of the Board of Directors of DTEK (Donbass Fuel-Energy Company)

Send to email Print Save

TEI: Did you expect the crisis at all? How did you react to it?

Maxim Timchenko: There are always some people who claim that any crisis can be predicted and unfavorable course of events can be anticipated. However the majority of the most authoritative economists in the world could not predict the scale of this crisis.

In my opinion, forecasting is difficult, because today there are too many variables to be considered due to global integration. The current crisis has become the first complex shock for the Ukrainian economy in the age of globalization.

A manager cannot predict the future, but he can and should model how the situation might evolve. One has to make decisions quickly, but base them on thorough analysis. This helps avoid the danger of being trapped by circumstances, losing control over the situation and acting only post factum. Besides, crisis also means new possibilities, one simply needs to adapt and start living in a new reality. We have seriously reconsidered key business processes in our company in order to be in sync with the new circumstances. We have also looked at our profitability in a wider context.

The most important thing, however, is to look at the company’s future instead of concentrating on the crisis period, and to keep the strategic projects running. One must remain cool-headed and not give up on good activities.

TEI: What helps you and your organization cope with the crisis? Which organizational competencies have proven most vital?

Maxim Timchenko: First of all, it was the strength of our team. It is useless to rely on external consultants, internationally recognized methods or standard algorithms of decision-making. There should be people around who truly understand the nature of the business, are able to work in the local conditions, and are on the same “wavelength”.

I follow several rules. First, one must act quickly and decisively, but base their decisions on careful analysis. Therefore, the role of internal expertise and analysis in our company is very significant. Second, it is necessary to work out action plans in case of the most unfavorable circumstances – nobody knows how much worse the situation will get. Forming the company’s strategy is a joint effort between all divisions, not a single department. This approach allows us to consider not only financial and economic factors in modeling the company’s future, but also technological, social and personnel-related factors. It is extremely important for us, since one of the key values at DTEK is people.

Thirdly, apart from the speed of decision-making their disciplined execution is essential. Above all, it is important to secure the trust of the key people (the shareholders, personnel, the management team, etc.) Their trust is a fundamental asset in times of crisis.

TEI: How has your management style changed? Have your priorities changed? What skills do you consider most important at this time? What’s missing?

Maxim Timchenko: I have sought to become more open in discussing the problems of the company with my team and have benefited from doing so in a number of ways. The crisis has increased the need for current information about what is happening in the company’s plants before these data get aggregated in official reports. This allows me to stay informed about the actual situation and to make decisions flexibly and promptly. The role of the corporate center has changed a little. While it used to be the strategic center, now it is more involved in operational decision-making.

TEI: What kind of managers in your organization turned out to be most effective? What is special about their style?

Maxim Timchenko: I would like to repeat that the cornerstone to the success of our company is a cohesive and effective TEAM. Naturally, each manager has his own management style that distinguishes him from others. However, when we collaborate and supplement each other we are able to make quick but well-balanced and effective management decisions. I consider this one of our major advantages.

TEI: What did you have to sacrifice in this crisis? What have you learned? Has your idea of what a CEO should be like changed?

Maxim Timchenko: Above all one must learn to make decisions in times of uncertainty and at the same time take responsibility for drawing the final line. One needs to learn to balance intuition and calculation.

I have identified for myself that a real leader is not a rock that difficulties and problems break upon. Oftentimes firmness is confused with stiffness, and stiffness eventually turns into fragility. A leader should be flexible and adaptive. However, while keeping up with the trend and changing the tactics, one must remain true to oneself and the values that one has always advocated.

«...A manager cannot predict the future, but he canand should model how the situation might evolve»

I have learned that openness within the company allows even the most difficult decisions to be executed. I am convinced that you cannot demand any sacrifices from your employees unless you are making them yourself. This “only together” principle helps to strengthen the team and enhance the sense of unity. Today our organization is working as a single organism and as a result difficult but necessary decisions are supported not only by the corporate center, but also by the employees at the plants.

It is hard to simultaneously be a leader who instills confidence and inspires people, and a manager who is in charge of anti-crisis measures. However, the CEO should be able to combine these two roles.

Photo: e-wiki




Related material

Интервью с Максимом Тимченко, Генеральным директором Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК)

Отправить на почту Распечатать Сохранить

TEI: Насколько кризис оказался неожиданным для вашего бизнеса? Как вы отреагировали на него?

Максим Тимченко: Всегда имеются отдельные люди, которые заявляют, что любой кризис предсказуем и можно предупредить неблагоприятный ход событий. Но масштаб этого кризиса не смогли спрогнозировать большинство самых авторитетных экономистов мира.

На мой взгляд, трудность прогнозирования заключается в том, что сегодня существует слишком большое количество переменных факторов, вызванных процессами мировой интеграции. Нынешний кризис стал первым комплексным потрясением Украины в период глобализации.

Руководитель не может предвидеть будущее, но он может и должен моделировать возможные варианты развития ситуации. Нужно уметь быстро принимать решения, но основывать их на тщательном анализе. Это помогает избежать опасности быть пойманным в ловушку обстоятельств, потерять контроль над ситуацией и действовать исключительно постфактум. Кроме того, кризис — это еще и открывшиеся возможности, нужно только переключиться и жить в новой реальности. Мы серьезно пересмотрели ключевые бизнес-процессы в компании, чтобы соответствовать новым обстоятельствам. Изучили в более широком контексте, как увеличить доходную составляющую, как работать над рентабельностью.

Но самое важное — смотреть на будущее компании,а не на кризисный период, и не останавливать наши стратегические проекты. Необходимо иметь холодную голову и не отказываться от хороших начинаний.

TEI: Что позволяет вам и вашей организации справляться с кризисом лучше, чем другим? Какие организационные компетенции оказались наиболее востребованными?

Максим Тимченко: В первую очередь это наличие сильной команды. Бесполезно полагаться на внешних консультантов, международные методики или стандартные алгоритмы принятия решений. Рядом должны быть люди, реально понимающие суть бизнеса, умеющие работать в местных условиях и находящиеся «на одной волне».

Я руководствуюсь несколькими правилами. Во-первых, действовать нужно быстро и решительно, но решения основывать на тщательном анализе. Поэтому роль внутренней экспертизы и аналитики в нашей компании очень высока. Во-вторых, необходимо проработать варианты действий в самых неблагоприятных обстоятельствах: никто не знает, насколько может ухудшиться ситуация. В компании формирование стратегии — это совместная работа всех подразделений, а не отдельного департамента. Такой подход позволяет учесть в моделировании будущего компании не только финансово-экономические факторы, но и технологические, кадровые, социальные. А это для нас важно, так как одна из ключевых ценностей ДТЭК — это люди.

В-третьих, кроме скорости принятия решений важна дисциплина их исполнения. Кроме всего, важно беречь доверие ключевых заинтересованных лиц (акционера, персонала, команды и т. п.). Их доверие в условиях кризиса — это основной актив.

TEI: Как изменилось ваше управление компанией? Изменились ли ваши приоритеты? Какие навыки оказались наиболее важными в это время? Чего вам не хватает?

Максим Тимченко: Я постарался стать более открытым в обсуждении проблем компании со своей командой и получил от этого множество плюсов. В кризис усилилась необходимость в получении оперативной информации о том, что происходит на предприятиях компании до того, как эти данные будут собраны и представлены в официальном отчете. Это позволяет сохранить четкое видение актуальной ситуации, более гибко и оперативно принимать решения. Несколько изменилась роль корпоративного центра. Если мы раньше говорили, что это стратегический центр, то сейчас он принимает больше операционных решений.

TEI: Какие менеджеры вашей организации оказались наиболее эффективными? В чем особенности их стиля?

Максим Тимченко: Хочу повторить, что залог успеха нашей компании — сплоченная и эффективная команда. Естественно, каждый менеджер имеет свой стиль управления, который отличает его от других. Однако, дополняя друг друга, мы имеем возможность принимать быстрые, но в то же время взвешенные и эффективные управленческие решения. Я считаю это одним из важнейших наших преимуществ.

TEI: Чем вы пожертвовали в период кризиса? Чему вы научились? Изменилось ли ваше представление о том, каким должен быть генеральный директор?

Максим Тимченко: Самое важное — научиться принимать решения в условиях неопределенности, при этом брать на себя ответственность за постановку финальной точки. Нужно научиться балансировать интуицию и расчет. Для себя я определил, что настоящий лидер — это не скала, о которую разбиваются волны трудностей и проблем. Часто твердость путают с закостенелостью, которая в конце концов становится хрупкостью. Лидер должен быть гибким и адаптивным. При этом, идя в ногу со временем, меняя тактику, нельзя терять себя и те ценности, которые ты исповедовал.

«...руководитель не может предвидеть будущее, но он может и должен моделировать возможные варианты развития ситуации»

Я научился тому, что открытость внутри компании позволяет реализовывать даже самые трудные решения. Уверен: нельзя требовать от людей каких-либо жертв, если ты сам не идешь на них. Этот принцип — «только вместе» — помогает усилить команду и поддерживать ее единство. Сегодня компания работает как единый организм, и как результат — трудные, но необходимые решения находят поддержку не только у сотрудников корпоративного центра, но и на предприятиях.

Сложно одновременно быть лидером, вселяющим уверенность, вдохновляющим людей, и менеджером, который управляет антикризисной ситуацией. Но генеральный директор должен уметь совместить в себе эти две роли.

Фото: e-wiki




Материалы по теме